Выборы в Законодательное Собрание Челябинской области – 2020 («Единая Россия»)
Команда проекта:
Этот проект, как и в прошлом году, выполнялся в составе технологической группы под руководством Алексея Швайгерта (которому ещё раз спасибо за приглашение и удовольствие совместной работы). Иван Иванов из Консалтинговой Группы «АРМ» выполнял в этой группе функции менеджера направления АПМ, а также ряд других. Зоной нашей ответственности было обеспечение общего процента голосов за партию по единому округу, проведение общеобластного партийного списка, а также «сшивка» общеобластной кампании с кампаниями наиболее важных одномандатников.
В 2019 году наша команда успешно провела избирательную кампанию Губернатора Челябинской области — в этом году пригласили продолжать в том же духе. Команда Текслера должна была укрепить свои позиции и на выборах в региональный парламент. В предыдущий раз Законодательное Собрание области избиралось в 2016 году — ещё до всяких коронавирусов, карантинов, пенсионной реформы, зато на волне «крымского консенсуса», что и обеспечило «Единой России» убедительную победу. Ситуация изменилась, и понятно было, что прежний успех не повторить — но вот на сколько изменится процент? Скептики и оппоненты прочили чуть ли не разгром и несомненную потерю большинства в парламенте, социология весной тоже не радовала. Для перелома требовалась профессиональная команда, и это обусловило приглашение.
К минусам (рискам) на старте относились:
- общее ухудшение социального самочувствия, повышение тревожности и негативного отношения к власти в целом со стороны жителей, измученных карантином, ограничительными мерами и снижением уровня жизни;
- персонализация этого негатива в лице «партии власти» — «Единой России»
- присущая Южному Уралу сложная политическая конкурентная обстановка, борьба центров и сил влияния за расклады в будущем ЗакСобрании;
- высокий персональный антирейтинг у некоторых многолетних партийных функционеров-единороссов и, напротив, высокий личный рейтинг у главного оппозиционного лидера-справедливоросса;
- некая разбалансированность управления партийной кампанией на начальном её этапе.
В таких условиях традиционная «единороссовская» кампания, построеная на отчётах об «успешной реализации партийных проектов» и прочих добрых делах, наполненная бюрократическим пафосом, который транслировали бы из каждого утюга «говорящие головы» в костюмах и галстуках, была бы верным и быстрым путём к провалу. Требовалось найти иное решение, пусть и непривычное для Южного Урала. Его подсказали опыт, социология и ряд других методов сбора и анализа информации. И довольно много сил, времени, нервов и разного рода управленческих приёмов потребовалось, чтобы не только выработать его — но и обосновать, не раз защитить и успешно претворить в жизнь.
Решением стало проведение партийной кампании в областной парламент как второго тура прошлогодних губернаторских выборов. Ему способствовали:
- высокий уровень известности и персональный рейтинг губернатора Алексея Текслера среди жителей области;
- вступление губернатора в партию и возглавление им общепартийного списка на выборах;
- высокая личная работоспособность, активные, грамотные и достаточно эффективные действия областной власти во время 1-й волны пандемии;
- поддержка жителями курса губернатора на преобразования во всех сферах жизни региона и первые зримые результаты этого обновления.
Таким образом, партийная кампания в ЗакСобрание Южного Урала фактически стала референдумом о доверии губернатору и его команде, в том числе и политической.
В связи с затянутостью начального организационного этапа кампании на её «боевом» этапе пришлось действовать очень быстро. В кампании были распланированы три агитационные волны (каждая продолжительностью от 2 до 3 недель):
- первый этап — «Обновляем власть» — был отчётом губернатора и его команде о работе, сделанной за год после избрания, и — впервые для Южного Урала — фокусировался не только на социальных и экономических достижениях, но и на теме кадрового обновления, увольнения и наказания недобросовестных чиновников (такой фактуры за год набралось немало), новых высоких требованиях к работе управленческой машины региона. Базовым слоганом для этой волны стал вопрос «Кто, если не мы?» (персонифицированный лично Текслером);
- второй этап — «Обновляем экономику» — завершал отчёт о работе губернаторской команды за год и фокусировался уже больше не на прошлом, а на настоящем — теме борьбы с пандемией и поддержки южноуральской экономики, промышленности, сохранению рабочих мест, социальному обеспечению жителей. Этот этап боролся с тревожностью и восстанавливал уверенность в стабильном будущем края, то есть закладывал в повестку кампании позитивное содержание;
- третий этап (мобилизационный) — «Обновляем партию» — стал этапом склейки рейтинга губернатора с рейтингом партии. Впервые на Южном Урале партийная кампания из бравурно-официозного отчёта превратилась в серьёзный и обстоятельный диалог с обществом о том, какой должна стать обновлённая партия под губернаторским руководством. Фактически избирателю было предложено проголосовать не за старую, а за новую «Единую Россию» — такую, какой она должна стать в результате обновления и какой её хочет видеть избиратель. Базовым слоганом этого этапа стала фраза «Вместе мы — единая Россия», выполнившая функцию вовлечения, объединения и мобилизации избирателей вокруг губернатора и его политического выбора.
Предложенная стратегия сработала на «ура». Мы выполнили поставленные задачи, достигли поставленных KPI, обеспечили победу «Единой России» на выборах и её большинство в Законодательном Собрании.
В данном проекте Илья Пащенко принимал участие в общем планировании кампании, отвечал за её содержание и смыслы, руководил направлением выпуска печатных АПМ, включая газету, занимался рядом внешних коммуникаций и многим другим.
Успешная кампания в регионе получила высокую оценку и на федеральном уровне. Сразу же после появления её результатов губернатор Алексей Текслер получил предложение от лидера партии возглавить региональное отделение «Единой России» в Челябинской области — и принял его. Тезис об обновлении партии моментально получил своё зримое воплощение.
P.S. В феврале 2021 г. стало известно, что этот проект выиграл 1 место самой престижной премии на рынке политконсалтинга России «Гамбургский счёт» (присуждает РАСО) в номинации лучших региональных кампаний в Законодательные Собрания регионов.
Работы в этом проекте:
Информационные бюллетени «По-честному»
За время кампании массовым тиражом было выпущено 3 (соответственно числу агитационных волн) информационных бюллетеня партии и лидера её списка под общей шапкой «По-честному». Каждый из них раскрывал одну из 3 последовательных тем кампании, а также содержал слоган текущей волны. Формат объекта – 8 полос А3.
Биллборды
Наружная реклама (как биллборды, так и бумажные плакаты А3 для защищённой расклейки) размещались в 2 этапа и поддерживали агитационные волны и их слоганы.Без ложной скромности заметим, что именно наружная политическая реклама кампании создала мини-сенсацию этих выборов и многочисленные дискуссии в политической среде Южного Урала, появившись на улицах его городов. Это сильно не соответствовало традиционно ожидаемому стилю от «Единой России», а значит, привлекло требуемое внимание. И более того — стало причиной ряда ответных визуальных решений у конкурентов (стали повторять и общую композицию, и размещение лица и диалог с аудиторией через вопросы и даже сами пытаться отвечать на них).
В условиях общей зашумлённости улиц политической рекламой и ограниченного объёма программы это визуальное решение быстро и эффективно сработало на узнаваемость и отстройку от конкурентов.