Кому от Интернета жить хорошо?
Смотрите в разделе:
Наша работа по этой теме:
Другие свежие статьи по теме:
Западник: — Нет, но всё-таки есть же польза от Интернета! Везде пишут!
Почвенник: — Кому? И кто пишет? Может быть, кто пишет, тому и польза?
З.: — Да как же можно! Какую ни возьми газету иль журнал, везде про это. Объёмы электронной коммерции в мире уже выражаются в триллионах долларов! Все заводят себе сайты! А бизнесмены, на визитках которых ещё нет символа @, считаются нынче безнадёжными ретроградами!
П.: — Не горячитесь, друг мой. Ведь то — на Западе. Возможно ль делать в Интернете бизнес у нас на Руси? Кому удалось заработать в Интернете реально?
З.: — Ну вот Global One возьмите или, скажем, Демос. А в родных краях — Урал-Релком, Корус, Етел, например…
П.: — Всё это провайдеры. Они по определению зарабатывают не в Интернете, а на Интернете — то бишь на предоставлении услуг доступа к нему и сопутствующих услуг.
З.: — А порталы?
П.: — Это, как правило, дотируемые проекты, далёкие от окупаемости и возврата инвестиций. Как и большинство СМИ, новостные порталы дороги в содержании, а зарабатывать могут, главным образом, лишь на рекламе.
З.: — И что же?
П.: — Что есть реклама в Сети? Размещенное на одном сайте предложение посетить другой сайт. Сменить картинку на мониторе. Воздух, словом. И хотя на нем можно делать вполне реальные деньги, это всё те же околосетевые доходы. Понимаете ли, друг мой, есть у меня подозрение, что на Руси все интернетовские деньги делаются вокруг Сети, а не в ней самой, надувая из неё эдакий мыльный пузырь. Что до порталов, то два последних года показывают, что самый выгодный бизнес с ними — затеять проект, раскрутить его на волне и поскорее продать.
З.: — Дизайнеры хорошо зарабатывают, web-студии всякие!
П.: — Пока это не бизнес, а хобби энтузиастов. Крупный корпоративный клиент — мечта любого web-дизайнера — сейчас набрался опыта, и не всегда положительного. Он не раз обжёгся на студийных поделках и теперь чаще формирует собственную команду разработчиков сайтов, а не нанимает студии.
З.: — Но почему?
П.: — Аутсорсинг крупному бизнесу пока, как правило, невыгоден. Межфирменные коммуникации на Руси непрозрачны и затруднены. Не можешь контролировать — не можешь доверять. А мелкие заказчики не обеспечивают платёжеспособности рынка. И опять-таки: даже web-дизайн — это деньги, зарабатываемые вокруг Интернета, а не в Интернете.
З.: — А вот еще говорят про B2C. Онлайновый бизнес обязательно должен обходиться дешевле. Ведь рекламируя и продавая товар в Сети, можно не тратиться на аренду площадей и покупку торгового оборудования!
П.: — Увы, никак не появиться бизнесу там, где пока нет потребителя. А с потребителями и просто с посетителями в Рунете не так уж густо — по разным оценкам, от 3 до 6 миллионов на 2000 год (2-4% населения). Это замкнутая аудитория. Проанализируйте баннеры, и вы поймете, что Интернет в России рекламирует, в основном, сам себя. Сравните с Америкой, где ныне 135 миллионов интернет-пользователей! Это, я понимаю, рынок.
А в наших краях, друг мой, B2C и B2B — не более чем заклинания для отъёма денег у доверчивых. Ведь модель «бизнес-бизнес» не может появиться раньше, чем отработается и оправдает себя модель «бизнес-потребитель». От размещения в Сети странички с телефонами и e-mail-адресами для покупателей и поставщиков до онлайновых аукционов, проводящихся и формирующих заказы на производство и поставку в автоматическом режиме, — дистанция огромного размера…
З.: — Интернет — это коммуникационная среда. И поэтому выгоду следует искать именно в том, что связано с обменом информацией. Можно искать партнёров по бизнесу, инвесторов, поставщиков, клиентов…
П.: — Увы, нельзя. Представьте, к примеру, что вы предприниматель «реального сектора» экономики. Прогуляйтесь по российским корпоративным сайтам. Можете ли вы с их помощью действительно найти партнёра, с которым затеять серьёзное дело?
З.: — Почему нет?
П.: — Вы никогда не найдёте на сайте нужной информации — ни о собственниках и их долях, ни о структуре управления, ни о доходах и оборотах. Попробуйте даже на сайтах ОАО найти, скажем, годовой отчёт о работе — документ, обязательный для открытого опубликования! Всё это у нас, в отличие от Запада, прячут под покров коммерческой тайны. Такова наша деловая культура, основанная на необходимости скрывать истинное положение дел. И сайты чётко это отражают.
З.: — Можно хотя бы зарабатывать деньги, сокращая издержки и расходы…
П.: — Вы уверены, что с Интернетом это будет дешевле?
З.: — Отчего же нет? Пишут, что он открывает новые возможности для совершенствования управления. Ларри Эллисон заявил, что Oracle благодаря внедрению Интернета во внутрифирменный менеджмент сократит свои глобальные корпоративные издержки на целый миллиард долларов! А в следующем году — на второй.
П.: — Но много ли вы знаете в России компаний с такими издержками? Деловой Интернет-проект — штука достаточно дорогая и в запуске, и в содержании. И выгода от его использования, скажем, для оптимизации управления станет ощутимой лишь тогда, когда сами затраты на управление были достаточно велики — как минимум, втрое-впятеро дороже стоимости Интернет-проекта. Иначе говоря, преимущества Интернета в менеджменте проявляются лишь для достаточно крупных фирм. Кроме того, по подсчетам специалистов, корпорация, внедряя в свой бизнес информационные технологии, тратит на собственно компьютерные дела (хард, софт, наём IT-специалистов) около 10%. Остальное — организационные расходы, траты на изменение управления, переподготовку персонала.
Что до российского бизнеса, то его Интернет-проекты чаще всего оказываются неудачными именно потому, что мало кто может чётко и точно оценить свой бизнес и его составляющие в реальном, офф-лайновом мире.
З.: — Но ведь Рунет существует! А значит,
П.: — Да, но Рунет сегодня — это большая «пирамида». И перспективы тут всего две — либо предприниматели научатся зарабатывать деньги не на Сети, а в Сети (а для этого изменятся и станут «сетевыми» сами), либо пирамида рухнет и погребёт под своими обломками все проекты, что сегодня начинаются столь громко…
Тут сервер издает писк и зависает, и наши герои прерывают беседу до следующего раза. С чем их и оставляем…