На полную версию сайтаНа мобильную версию сайта

Чем отличается портал от Интернет-сайта?

Смотрите в разделе:
Наша работа по этой теме:
Другие свежие статьи по теме:
Просмотрите этот RSS-канал:
Статьи Консалтинговой Группы "АРМ"
или подпишитесь на него по почте:  
(заметки разработчика)
Под порталом обычно понимается Интернет-ресурс, который больше по объёму и обладает более развитой функциональностью, чем обычный сайт, а также заметно большей посещаемостью. И хотя эта граница весьма условна (многие корпоративные сайты по этим критериям вполне могут быть приравнены к порталам), различия есть. Вот о них и поговорим.
Порталы разработки Консалтинговой Группы АРМПозиционирование владельца

Одно из ключевых отличий портала — он, как правило, является некоей тематической площадкой (в т.ч. отраслевой), на которой соблюдается равенство прав участников (портал работает в интересах всех посетителей), и тем отличается от корпоративного сайта (который работает, в первую очередь, в интересах его владельца). И хотя у каждого сайта есть хозяин — и у портала, конечно, тоже — но для портала основная функция владельца состоит в обеспечении этого равноправия. Преследование преимущественно своих интересов быстро приведёт портал к незавидной судьбе частного мертворождённого проекта.

Маркетинг и концепция проекта

Другое отличие — как правило, у портала не одна целевая аудитория, а несколько. А это значит, усложняется и система интересов посетителей, и сценарии их пользовательского поведения. К тому же, порталы чаще всего существуют в высококонкурентной среде.

Всё это означает, что требования к маркетинговой проработке проекта и разработке его концепции возрастают на порядок. Именно от качества этой работы (и способности разработчика выполнить её качественно и эффективно) зависит успех будущего проекта, с другой стороны, исправление ошибок этого этапа будет обходиться гораздо дороже, чем для обычного сайта.

Здесь, как нигде, требуется умение разработчика посмотреть на ситуацию глазами пользователя, найти удачное компромиссное решение между противоречащими друг другу интересами посетителей (получить нужное проще и дешевле) и владельца ресурса (монетизировать проект, окупить затраты и получать прибыль).

Дизайн и вёрстка

Многообразие целевых аудиторий и сценариев их поведения усложняет и требования к дизайну, прежде всего, в отношении пользовательских интерфейсов. Для каждой целевой аудитории и предпочтительных сценариев её поведения дизайн (особенно в части навигации) должен ориентироваться на главную задачу — как можно проще и яснее показать, где находится нужное посетителю, и позволить это получить.

Кроме того, это же многообразие означает, что вкусы дизайнера (и владельца ресурса) должны быть на последнем месте — важно удобство посетителей, ведь они, как известно, голосуют ногами.

Что касается вёрстки, то обязательными требованиями к ней являются:

Программирование

Точно так же и программирование должно не только обеспечивать нужную функциональность портала, но и учитывать нагрузку на сервер при высокой посещаемости портала (это ещё одно отличие портала от обычного сайта). Для проектов с высокой нагрузкой хостинг-провайдеры начинают обращать внимание на затрачиваемые ресурсы процессора, памяти, дисковых операций и т.д. Соответственно, экзотические и малораспространённые технологии (языки и платформы программирования и сборки сайтов) при всех их преимуществах и программных возможностях могут оказаться узким местом именно с этой точки зрения. Важной становится и оптимизация запросов к базе данных.

Это также касается и технологии Ajax, позволяющей подгружать содержимое с сервера на страницу без её обновления, а также скриптов на клиентской стороне javascript и библиотек на нём. Часто ошибки в этом коде (или его слабая кроссбраузерность) негативно сказываются на производительности портала.

Кроме того, поскольку портал изменяется и развивается куда больше, чем обычный сайт, применяемые решения разработки должны облегчать, а не затруднять дальнейшую масштабируемость и совершенствование проекта, наращивание его структуры и функциональных возможностей.

Навигация, функциональность

Точно так же и инструменты навигации по порталу должны быть максимально ориентированы на предпочтительные сценарии пользовательского поведения. Навигация должна быть очевидной, простой, доступной и удобной. Это особенно важно, если учесть, что структура портала, как правило, более масштабна и сложна, чем у обычного сайта, имеет место большая вложенность уровней, а также большее число перекрёстных связей между страницами.

Функциональность портала также в большей, чем у просто сайта, степени вступает в противоречие с производительностью, а поэтому должна быть написана с учётом оптимизации затрат ресурсов. Это значит, что порой стоит пожертвовать «навороченностью» и даже модностью каких-то сервисов в пользу надёжности, простоты и быстроты работы. Здесь крайне важно правило — «типовые действия должны осуществляться типовым, общепринятым, привычным для пользователя образом».

Юзабилити, тестирование, отладка

Из написанного выше следует, что тестированию и отладке портала следует уделить на порядок большее внимание, чем при разработке обычного сайта. Обязательным элементом тестирования должны быть несколько сеансов проверки работы (как прототипа, так и готового решения) на представителях требуемых целевых аудиторий. И затраты на тестирование должны быть предусмотрены в бюджете проекта.

Внедрение и ведение

Если корпоративный сайт может вести и один сотрудник компании-владельца (зависит от масштабов сайта, конечно), то для портала это невозможно — требуется редакция с людьми, работающими в штате. А от разработчика требуется обучение этих людей ведению портала и его дальнейшему развитию (хотя бы с точки зрения содержания и взаимодействия с аудиториями). Таким образом, этап внедрения и обучения ведению портала также является обязательным этапом в разработке проекта.

Продажи на портале

Если корпоративный сайт ориентирован обычно на продвижение и продажу (в той или иной форме) продуктов (товаров или услуг) его владельца, то с порталами не так всё просто. Портал не может принадлежать кому-то одному, кто только и будет извлекать с него прибыль — остальным тогда это будет неинтересно.

Модель продаж на порталах другая — порталы продают свою аудиторию (а, следовательно, именно аудитория портала является наиболее ценным его ресурсом — а вовсе не сервисы и контент; но они, в свою очередь, нужны, чтобы привлечь и удержать аудиторию). Соответственно, продажи возможны тем, кому нужна эта аудитория, — т.е. рекламодателям. Именно поэтому основные продажи на порталах — это реклама в той или иной форме.

Требования к разработчику

Из всех особенностей портала, о которых рассказано выше, вытекают и требования к разработчику — он должен быть в состоянии выполнить их, причём, качественно, не раздувая бюджет и сроки проекта. Здесь важное значение приобретают его репутация и опыт. А кроме того, внутренние профессиональные качества — отлаженные и системные управленческие инструменты и технологии, хорошая методология управления большими и изменяющимися по ходу реализации проектами. Если это есть, компетентность разработчика в теме, которой посвящён проект, не так важна — она может быть приобретена по ходу реализации проекта.

Кстати, здесь — о том, какие порталы и как разрабатываем мы.

Автор: Илья Пащенко. Источник: пространство ума. Дата: 24.06.2013. Просмотров: 9020. Тема: Интернет
Метки:  аналитика • веб-дизайн • Интернет • консультирование • порталы • сайты • эффективные проекты •
Вы здесь:  Главная   Полезное   Статьи   Интернет   Чем отличается портал от Интернет-сайта?