Предвыборная социология как инструмент управления кампанией
Смотрите в разделе:
Наша работа по этой теме:
Другие свежие статьи по теме:
Поэтому поделимся собственным профессиональным взглядом и опытом в данном вопросе. Многое может быть вам уже известно,
Зачем нужна социология на выборах и что она даст?
Нередко бывает, что заказчик или кандидат (это не всегда один и тот же человек) твёрдо убеждён «я знаю, чем живут и что хотят наши люди». Опыт показывает, что это может быть близко к реальности или далеко от неё, но практически никогда не совпадает с ней. Оценивать умонастроения и предпочтения избирателей по такому субъективному источнику категорически нельзя. Социология всегда показывает расхождения — и, будучи проведена грамотно, — показывает более объективную ситуацию. Кроме того, социология даёт более полную и обширную картину.
А кроме того — если инструмент опроса и инструмент анализа это позволяют — она позволяет чётко сегментировать аудитории, сформулировать для них более точные сообщения и установить различные полезные для кампании взаимосвязи между аудиториями, их предпочтениями и поведением на выборах. Можно исследовать даже сценарные модели поведения в случае изменения выбора и контекста этого изменения.
Вот неполный список вопросов, на которые нам даёт ответы социология во время проводимых или сопровождаемых нами избирательных кампаний.
- Основные проблемы территории и их приоритетность среди нужных целевых аудиторий
- Социальное самочувствие нужных целевых аудиторий
- Политические и кандидатские предпочтения нужных ЦА
- Авторитетность, влиятельность партий, общественных структур и ЛОМов на территории
- Прогноз явки по ЦА
- Каковы избиратели кандидата по социо-демографическим характеристикам и географии
- То же самое для избирателей конкурентов
- Перетекание голосов между кандидатами
- Образ идеального кандидата и его соотношение с реальными кандидатами
- и многое, многое другое.
Таким образом, хорошая социология позволяет быстро почувствовать общественно-политический и экономический пульс аудитории, проблематику, волнующую избирателей (в том числе, нужных избирателей — т.е. целевую аудиторию кандидата), а затем наполнить кампанию (и в частности, программу кандидата) контентом, интересующим избирателей, а также провести содержательное, календарное и географическое планирование кампании. В ходе кампании социология позволяет также корректировать содержание и ход ведения кампании (что особенно важно перед финишем).
Кому делать социологию на выборах?
Из предыдущего текста уже понятно, что хорошая социология способна дать грамотному политтехнологу критически важную для планирования и ведения кампании информацию. Фактически, социология является одним из ключевых инструментов для технолога, чтобы понять территорию и контролировать изменения в мнении избирателей на протяжении выборов.
А из этой важности следует один практический вывод. Мы никогда не отдаём социологию на сторону, на аутсорсинг. Мы сами разрабатываем инструмент опроса (анкету), инструктируем интервьюеров, контролируем их работу, организуем ввод данных в базу для обсчёта, осуществляем обсчёт, анализ, делаем выводы и прогноз. Для этого, конечно, надо обладать соответствующими профессиональными знаниями и умениями.
Альтернативный вариант — отдать исследования социологической службе, пусть даже очень дружественной — имеет следующие недостатки:
- Социологи исследуют территорию так, как умеют и привыкли. Но часто типовая анкета очень далека от реальных потребностей конкретной кампании с её конкретными особенностями.
- Есть риск неосторожной утечки или осознанного слива информации на сторону.
- Социологов могут затруднять нетривиальные задачи обсчёта, особенно сложных и непривычных связей.
- Дружественные заказчику социологи могут немного подогнать результат в его пользу, а технолог не увидит назревающей опасности.
- Социологические службы во время выборов нарасхват и могут работать одновременно на несколько заказчиков, кроме риска слива это ещё и риск медленной работы.
Когда делать социологию в течение выборов?
В идеале для кампании средних масштабов достаточно трёх волн социологических исследований, но на практике чаще приходится обходиться двумя последними:
- Первая волна — после того, как заказчик принял окончательное решение идти на выборы, нанял технологическую команду, а на территории округа стали проявляться основные возможные кандидаты. Здесь уместно замерить (список, конечно, неполный) проблематику территории, общие политические предпочтения избирателей, отношение к ЛОМам и структурам влияния. Т.е. то, что необходимо на подготовительном этапе кампании.
- Вторая волна — после окончания регистрации всех кандидатов. Здесь разумно замерить отношение к конкретным кандидатам, перетекание голосов, качественные показатели и причины рейтингов и антирейтингов. Т.е. то, что нужно для запуска активного агитационного этапа кампании.
- Третья волна — за 3 недели до финиша (чтобы получить результаты и выводы за 2 недели до дня голосования). Текущие рейтинги и антирейтинги всех участников забега и разные косяки их кампаний. Т.е. то, что позволяет скорректировать недочёты предыдущей агитационной волны и спланировать мобилизационную. Здесь следует учесть момент усталости респондентов от выборов и опросов.
Как делать социологию для выборов?
Метод, дающий наиболее релевантные результаты, это поквартирный опрос с анкетой минут на 15. Уличные опросы или телефонные обзвоны дают результаты значительно хуже. Иногда, для углубления понимания
Фокус-группы в нашей работе на выборах практически не используются (хотя их очень любят классические социологи — в том числе, потому что это позволяет задействовать их помещения, оборудование и специалистов-модераторов). То, что дают фокусы, можно вытащить иным, причём, более быстрым и точным путём. И уж совсем неразумно обкатывать на фокусах слоганы, программу или политический фирменный стиль кандидата. В конце концов, при необходимости в хорошую фокус-группу можно превратить встречу избирателей с кандидатом.
Для обсчёта и анализа результатов мы используем собственную систему “Socio” текущей версии 2.0, а вообще на рынке существует масса продуктов для анализа социологических данных — от профессиональной SPSS до более простых и дешёвых программ.
Как использовать результаты социологии для выборов?
Вот тут и начинается «ноу-хау» конкретного политконсультанта или политтехнолога :-) — и с этой частью нашей работы вы сможете познакомиться, будучи нашим заказчиком, кандидатом или частью его команды.
Для проведения вашей предвыборной кампании обращайтесь в Консалтинговую Группу «АРМ» — ilya@arm-group.ru
Но если коротко парой фраз: то, если социология проводится и используется грамотно, её результаты позволяют планировать, наполнять содержанием и вести кампанию очень точно. А если её нет или результаты бесполезны, то выборы идут вслепую.