Как выиграть выборы в кризис?
Смотрите в разделе:
Наша работа по этой теме:
Другие свежие статьи по теме:
Не будем тянуть кота за хвост: прямой и честный ответ на этот вопрос состоит в том, что универсального, «волшебного» ответа на него
Как известно, плох тот генерал, который готовится к прошедшей войне. А это значит, что старый опыт, простой и бездумный перенос и копирование некогда успешно пригодившихся технологий работать не будет.
Выборы — это война
Конечно, не в том смысле, что все мочат всех без оглядки на
Нет, с войной выборы объединяют следующие характерные свойства:
- и там, и там ситуация характеризуется непрерывной изменчивостью обстановки, а также вытекающей из неё необходимостью принимать правильные решения в условиях нехватки информации, часть которой к тому же является недостоверной;
- далеко не все факторы, задействованные в ситуации и влияющие на достижение конечной цели, находятся под контролем, да и вообще в пределах видимости;
- задействованы самые разнообразные силы и средства, которые также дефицитны, поэтому на первый план выходит качество управления и эффективность применяемых технологий.
По сути, дело не в технологиях как таковых — сегодня любая профессиональная команда политтехнологов знает, как эффективно запустить и проанализировать социологию, выпустить всю необходимую номенклатуру АПМ, организовать агитацию методами «от двери к двери» или уличной палатки и пикета, организовать встречу с избирателями, успешно провести теледебаты, а также как сорвать все эти мероприятия у соперника или снизить их результативность.
Вопрос в точном выборе и своевременном локальном применении нужной технологии. Ведь случается и такое, когда политик, уже 1-2 раза
Кроме того (здесь опять полезна параллель с войной) приверженность и даже привычка к определённым технологиям данного политика — полезная информация для его соперников. Вспомните: перелом на полях сражений Великой Отечественной начался тогда, когда советские полководцы, в том числе, изучили тактику и стратегию немецких военачальников и их склонность к привычным формам, методам и решениям — что наши командиры и превратили из сильной стороны противника в его слабость.
Как кризис влияет на выборы?
Для ответа на этот вопрос сначала нужно ответить, как кризис влияет на жизнь избирателей? Если сжато, то:
- уменьшилась стабильность и предсказуемость жизни, всё вокруг стало меняться быстрее. Хуже стало с работой, некоторые предприятия, организации и компании позакрывались или серьёзно сократили объём своей деятельности. С другой стороны, предприниматели, использующие свой ум по назначению, находят в кризис новые возможности и ниши, запускают новые бизнесы, предложения. Как следствие, увеличивается мобильность рабочей силы.
- снизился уровень жизни. Меньше доходы, выше цены. Во многих семьях происходит пересмотр привычного уровня потребления (и текущего, и планируемого — покупки, поездки, отдых).
- обесцениваются накопления. Рубль совершил падение к доллару в 1,8 раза в конце прошлого года, евро почти сравнялось с долларом весной этого года, и не добавляют спокойствия регулярные «аналитические» слухи, что и доллару в этом году кирдык — то ли летом, то ли осенью. Как сберечь всё нажитое непосильным трудом, граждане недоумевают.
- растут или возвращаются казавшиеся уже подзабытыми социальные проблемы (и пособия-субсидии, и уличная преступность, и досуг подрастающего поколения, и многое другое).
В связи с этим уже понятно, что спрос избирателей будет ориентирован на:
- возвращение стабильности и уверенности в завтрашнем дне;
- возвращение социальных благ и гарантий, к которым страна привыкла за последнее десятилетие;
- предсказуемость и стабильность экономической ситуации (как выразился знакомый бизнесмен: «не так важно, каким будет курс рубля, важнее, чтобы он был стабильным»).
Из такого спроса предсказуемо выплывает первый соблазн и он же риск предстоящих предвыборных кампаний. Имя ему — популизм. И возрастёт число тех, кто решит им воспользоваться. Возрастёт и риск того, что у сегодняшних руководителей, повторяющих заклинания «у нас всё под контролем… защитим… не допустим…», станут выигрывать откровенные демагоги. Ау, нынешние главы и депутаты! Упустите ситуацию сейчас — уступите им кресла осенью! Конечно, против популизма существуют вполне эффективные методы борьбы, но они заключаются не в самогипнозе (и вытекающих из него попытках гипноза избирателей).
Второй риск состоит в том, что территория ведущих постсоветских стран является ныне зоной глобального политического конфликта (а некоторые из наших стран — активными игроками в нём). Это означает, что период выборов будет с неизбежностью использоваться для «раскачки» ситуации извне. Протестные настроения масс могут целенаправленно подкармливаться и раздуваться. Часть этих попыток будет осуществляться в связке с популизмом и демагогией кандидатов.
И третий риск — в изменяющихся правилах игры, реформируемой системе выборов. Как известно, во многих муниципалитетах произошёл переход от всенародных выборов главы к порядку, где он выбирается из числа свежевыбранных депутатов. Иные политконсультанты уже начали сетовать: мол, это сокращает количество выборов (и их рынок), это уменьшает демократию и права граждан на непосредственное волеизъявление. С точки зрения автора статьи, такая позиция демонстрирует всего лишь непрофессионализм.
В целом, предстоящий предвыборный сезон 2015 года обещает быть интересным и насыщенным событиями. И готовиться к осенним забегам необходимо уже сегодня.
Кстати, вот о том, как для кандидатов проводим и выигрываем выборы мы.