Как выбрать политконсультанта?
Смотрите в разделе:
Наша работа по этой теме:
Другие свежие статьи по теме:
Где найти специалистов по выборам?
На этот вопрос ответить просто. В Интернете. Вы читаете эту статью на сайте Консалтинговой Группы «АРМ», значит, одну такую команду вы уже нашли. И попали сюда, скорей всего, через поисковую систему. Сайты есть у большинства профессиональных политтехнологических команд, значит, и их можно найти Яндексом или Гуглом по соответствующим запросам. А дальше нужно выполнить несложную последовательность шагов.
Как выбрать нужного политконсультанта?
Для начала — немного о классификации политических консультантов. По большому счёту они делятся на две группы — свободных консультантов и «придворных».
Свободные политконсультанты — это те, кто мобильны, работают на большой территории и не привязаны к постоянному заказчику, в особенности, служебными отношениями. «Придворные» политконсультанты — те, кто
Первые обладают бо́льшим опытом (ведут кампании чаще), не ангажированы, поскольку не задействованы во внутриполитической борьбе интересов, особенно на новой территории, и работают за гонорар. Вторые обладают административным ресурсом (но только на подведомственной территории), за годы службы «при дворе» нередко теряют или ослабляют профессиональную квалификацию и могут при заказе иметь и преследовать не только денежные, но и собственные политические интересы. Выбор тут достаточно очевиден. И отношение потенциального исполнителя к той или другой группе по сайту вполне можно понять.
Как описывают себя политконсультанты?
Далее, изучая сайт исполнителя, разумно обратить внимание на то, как он описывает себя, свои профессиональные качества и достижения и свою работу. Самоназвание такого специалиста может послужить первым полезным маркером.
Обычно профи на этом рынке используют один из двух терминов: политконсультант или политтехнолог. Оба они примерно про одно и то же, хотя акцентируют разные стороны работы. Консультант — тот, кто советует, технолог — тот, кто осуществляет проекты и для этого проектирует, создаёт и использует соответствующие инструменты.
Но на рынке встречаются и всякие экзотические самоназвания — типа «политический конструктор», «консультант по политическому проектированию», «социальный проектировщик», «специалист по электоральному управлению» и бог весть как ещё. Тексты на сайтах подобных специалистов тоже обычно зубодробительные и мозгозавихрительные, изобилуют массой специальных терминов и… честно говоря, нацелены на то, чтобы дезориентировать и напугать клиента с порога. Мол, мы такие гуру электоральных технологий, что простому смертному нашу магию и не понять. В профессиональной среде к таким приёмам относятся иронично и скептически.
И, конечно, человек, который организует и проводит предвыборные кампании, никогда не назовёт себя политологом. Это хорошая и сложная профессия, она тоже имеет отношение к политике, но она ДРУГАЯ, она о ДРУГОМ. Политологи сидят с умным видом в телевизоре или пишут статьи (а то и научные труды), там и сям рассказывают о том, что происходит в политике, как и почему политики думают и действуют тем или иным образом, строят прогнозы, потом убедительно и аргументированно обосновывают, почему они не сбылись, и так далее. Профессиональный политконсультант или политтехнолог в телевизоре светиться не любит, публикуется нередко под псевдонимом, особенно во время кампании, и вообще предпочитает быть не на сцене событий, а за сценой.
То же касается и описания выполненных данным политконсультантом проектов. Если из описания понятно, где и что происходило, какая была цель, как она достигалась и каков результат — человек знает, что говорит, и работать будет столь же адекватно. Если же речь о «диагонально-соосном сегментировании электоральных групп по матрице политизированности»… то приготовьтесь слушать те же заклинания на протяжении нескольких месяцев своей кампании. Ну и, конечно, вас должно насторожить обилие славословия в самоописаниях консультанта.
Изучение резюме политконсультанта
Профессиональный политконсультант, политтехнолог или команда обязательно имеют своё резюме (выложено открыто или же готовы выслать его по запросу). Его прочтение тоже может привести к полезным выводам.
Во-первых, играет роль объём резюме — он отражает опыт. Мало кампаний за плечами — значит, выше муниципальных кампаний этому специалисту пока забираться рано. Напротив, если кампаний слишком много (каждый год чуть ли не десяток), читать эти строки нужно следующим образом: одну кампанию консультант вёл сам, остальные сопровождал с той или иной степенью погружения (и чем больше кампаний, тем меньше эта степень).
Во-вторых, вас должно насторожить, если в резюме отражены только победные кампании. За 20 лет работы на рынке выборов автору этих строк не встретился ни один политконсультант со 100%-й результативностью. Вероятно, если такой и существует на белом свете, то, скорей всего, хранится в вакуумной колбе в Парижской палате мер и весов в качестве эталона. Живые же консультанты имеют в багаже и поражения (а профессиональные извлекают из них ценнейший опыт) и не стесняются говорить о них. С другой стороны, конечно, побед должно быть больше, чем проигрышей.
В-третьих, консультант мог работать на выборах часто, даже выборах разного уровня, но в пределах одной территории, не выезжая, и нередко — с одним и тем же политиком или политической силой. Понятно, что такой опыт слабее, чем у консультанта-путешественника.
В-четвёртых, в каждом пункте резюме желательно, чтобы было написано не только, где, когда, чья кампания была и с каким результатом, но и то, что конкретно данный специалист в ней делал. Это позволит оценить не только его квалификацию и уровень ответственности, но и специализацию. К примеру, человек, привыкший вести кампании по 4-6 месяцев, может не справиться с «пожарными» кампаниями, у которых срок сжатый (1,5-2 месяца) — он просто живёт и действует в другом темпе.
Рынок политконсалтинга — репутационный
В своё время на рынок политического консультирования хлынуло много не очень хорошо обученных специалистов из смежных областей (от журналистов до преподавателей научного коммунизма, от копирайтеров до рекламщиков и т.д.), которые слегка дискредитировали профессию, придав ей привкус шарлатанства. Такие люди позволяли себе «кидать» клиента в разных формах — брать деньги и имитировать, а не выполнять работу, либо работать плохо, либо брать деньги у конкурирующих между собой сил, либо сливать информацию по глупости, недомыслию или злому умыслу и т.д. Но у всякой подделки век на рынке недолог. Сегодня шарлатанов на рынке значительно меньше, хотя индивидуумы ещё попадаются.
Как же обезопасить себя от таких угроз?
Тут стоит вспомнить, что консультанта продаёт как его результативность, так и его репутация, т.е. рынок этих услуг — репутационный. Существует несколько цеховых объединений для таких специалистов (например, на Урале это Уральская гильдия политических консультантов), членство в них уже некая гарантия профессиональности (в том числе, и профессиональной этики по отношению к клиенту) проверяемого специалиста. Есть несколько отраслевых сайтов — например, общероссийский сайт Избирательной Ассоциации Политтехнологов ИЗБАСС — наличие специалиста в его тысячном списке тоже показатель уровня.
Но даже и без такого членства можно использовать эффективный приём проверки. В резюме у каждой кампании есть заказчик (кандидат). Возможно, на сайте или в резюме есть отзывы этого заказчика. Но консультант должен быть готов предоставить вам контакты любого (по вашему выбору) своего заказчика (конечно, разумнее не из древних времён, а из последних лет), чтобы вы могли связаться с ним и узнать отзыв о работе исполнителя из первых рук. Будете вы это делать или нет, дело ваше (я бы рекомендовал), но готовность к этому с обеих сторон быть должна.
Поэтому, планируя идти на выборы и готовясь к поискам консультанта, который поведёт вашу предвыборную кампанию, предусмотрите время не только на поиск, но и на проверку. Это ведь пара-другая дней, не более, но она может сэкономить недели или месяцы кампании, деньги, нервы и прочие ценные вещи. И, конечно, такую проверку будет просто некогда осуществлять во время самих выборов.
Ну а когда вы определились, проверили и поверили, наступает время вступать в…
Удалённые переговоры с политконсультантом
Что стоит выяснить, созваниваясь или списываясь с консультантом на первом этапе переговоров? Нужно описать свою ситуацию, свои цели и своё первичное видение, как надо идти по предвыборной дороге и кто для этого нужен. Ситуация и цели — это условия задачи, которую вы ставите исполнителю, а вот видение и прочее — это уже ваши предположения, а не константы, это вы обсуждаете с консультантом совместно. Но эта информация нужна, поскольку консультанту надо определиться, каких специалистов потребуется привезти, а каких можно найти и привлечь на месте.
Только после этого можно спрашивать про сумму гонорара (срок работ фиксирован датой выборов, а сумма вытекает из объёма работ, который определяется вашими целями и ситуацией). Иногда консультант озвучит сумму сразу, иногда обозначит её порядок и пообещает дать точную цифру после более детального вникания в задачу и исходную обстановку. То и другое приемлемо и разумно. Он ведь тоже понимает, что вам надо поскорее просчитать бюджет всей кампании. График и порядок выплат — предмет обоюдной взаимоприемлемой договорённости, которая не касается больше никаких третьих лиц, но обычно профессиональные консультанты не делают две вещи: не берут все деньги сразу, на старте, и не соглашаются получить их после выборов. Как правило, речь идёт о 2-3 траншах в течение кампании, привязанных к
Сумма должна быть, как минимум, среднерыночная и соответствовать уровню кампании. Слишком низкие цены должны насторожить — демпингующие исполнители обычно стараются добирать «недостающие» деньги за счёт откатов с контрагентов (типографий, редакций и т.д.). Профессиональный же политконсультант или политтехнолог чётко оговаривает сумму своего гонорара, а в дальнейшем экономит деньги клиента, включая в план только эффективные и обоснованные по бюджету затраты.
Называть ли точно себя (кандидата) и округ? Или отложить это до достижения договорённости (ведь именно с этого момента у сторон появляются обязательства друг перед другом)? Решайте по ситуации. Соблюдающий профессиональную этику консультант соблюдёт и конфиденциальность переговоров, т.е. не будет использовать ставшую ему известной от вас информацию в переговорах с конкурентами. Но надо быть уверенным, что он её соблюдает. С другой стороны, консультанту желательно для пользы дела знать детали, чтобы иметь больше времени на сбор информации о ситуации и её анализ.
Характерный момент в переговорах: профессиональный консультант никогда не даёт 100%-й гарантии победы (такая гарантия — признак шарлатанства). Он гарантирует, что всё будет сделано качественно, грамотно, профессионально — в той части, которая находится в пределах его компетенции и ответственности.
Внимательно слушайте, как ваш собеседник мыслит и говорит — вам дальше иметь с этим дело на протяжении нескольких месяцев.
Личные переговоры с политконсультантом
Предварительно пришли к общему знаменателю? Пора встречаться!
Если вы встречаетесь на территории консультанта, вы на равных, никто никому ничего не должен, пока не заключили договорённость. Если вы для переговоров приглашаете консультанта к себе (в другой город, округ, регион, страну), вы оплачиваете его расходы на эту командировку — дорогу, проживание, питание, возможно, суточные. Гонорара за переговоры честный консультант не берёт :-) — хотя вы можете договориться с ним о выполнении
Разумно ли брать консультанта только на начальную часть проекта? Мол, ты проанализируй и сделай нам концепцию, стратегию и план кампании, а дальше мы сами (иногда подразумевается — с другим исполнителем, подешевле). Чаще всего — нет.
На переговорах (удалённых или уже личных) профессиональный консультант обычно оговаривает не только гонорар, но и необходимые ему условия для организации работы (и, конечно, проживания) — и это, разумеется, не должно быть похоже на райдер поп-звёзд.
Ну а по завершении успешных переговоров — начинается, будем надеяться, столь же успешная работа. Но это уже совсем другая история и предмет иной статьи.
Рынок заказчиков политконсалтинга — тоже репутационный
В заключение отметим ещё один важный момент. Рынок политконсалтинга репутационный не только в отношении консультантов и технологов — но и в отношении заказчиков (кандидатов). Эта ответственность взаимна.
Консультант должен выполнить то, что обязался, со своей стороны — но и вы тоже. Цеховые коммуникации на этом рынке налажены хорошо, поэтому попытка «кинуть» консультанта (не заплатив оговорённые деньги в оговорённые сроки) станет известной быстро и скажется на репутации заказчика самым пагубным образом. Мне неизвестны политики, которым после такого удавалось бы построить успешную политическую карьеру — их тоже вымывает с рынка быстро. И поэтому такое происходит всё реже и реже.
Надеемся, этот набор несложных советов окажется для вас полезным. А если интересно — вот какие избирательные кампании проводили в разные годы мы.
Хотите победить на выборах? Обращайтесь!