Проект и план избирательной кампании
Смотрите в разделе:
Наша работа по этой теме:
Другие свежие статьи по теме:
А где планирование — там и документы. Часть документов определяется действующим избирательным законодательством (сведения о кандидате или партии, финансовые отчёты и т.п.). Часть — создаётся в штабе для обеспечения его внутренней работы (и, соответственно, определяется опытом работы политтехнолога, руководителя кампании или начальника штаба). Большая доля второй части имеет статус документов для служебного пользования или секретных.
Проектирование кампании
Проект избирательной кампании — это набор документов, содержащих информацию о:
- территории, где будет проходить кампания (паспорт округа, включающий в себя политическое, социально-демографическое, экономическое, географическое описание территории);
- условиях старта и прохождения кампании, включая расклад по конкурентам (анализ обстановки);
- исходных политических настроениях, симпатиях и антипатиях избирателей (социологические исследования);
- и описание того, какая цель ставится перед командой и как она будет достигаться (замысел кампании или её концепция).
Практически вся работа по добыванию и анализу необходимой информации, а также составлению этих документов проводится до начала кампании (и даже до принятия кандидатом или руководством партии решения об участии в выборах — поскольку может и должна лечь в основу этого решения).
Кроме паспорта округа, остальные документы носят временный характер (даже и замысел может измениться — в деталях, но не в целом). Особой секретности они не имеют, за исключением того, что утечка этой информации конкурентам облегчит их аналогичную работу, — кроме замысла кампании: если он станет известным в чужих штабах, его придётся менять, и менять на худший (поскольку первоначально должен быть разработан наилучший).
Из этого следует, что с самого начала в штабе должна быть организована работа по обеспечению безопасности информации (об этом в конце статьи).
Планирование кампании
Если вся эта информация подготовлена, проанализирована заказчиком кампании и им принято решение о запуске кампании, далее пора приступать к её планированию. План избирательной кампании имеет два основных аспекта:
- организационный (что, где, в какой последовательности и когда должно происходить, а также какими силами и средствами осуществляться);
- финансовый (какие денежные средства нужны на осуществление мероприятий организационного плана, в каком объёме, из каких источников и в какие сроки они должны поступить).
Оба аспекта планирования тесно переплетены между собой (требуемые мероприятия определяют суммы; но суммы редко бывают без ограничений, поэтому суммы, в свою очередь, определяют возможные мероприятия из требуемых).
Таким образом, отличие между проектом (концепцией) предвыборной кампании и её планом состоит в том, что проект отвечает на вопрос «Что и зачем требуется сделать?», а план на вопрос «Как это будет сделано?».
План может одновременно существовать в нескольких разновидностях — диаграмма Ганта, календарный план, план-список, вопрос лишь в управленческих привычках штабистов и удобстве организации работы.
Что касается содержания самого плана, применяются разные подходы к планированию и структурированию задач. По нашему опыту, наиболее эффективен подход проектный. Согласно ему, вся избирательная кампания структурируется как перечень проектов, каждый из которых обеспечивает необходимый охват аудитории (число избирателей) и осуществляет привлечение их голосов.
Каждый проект, таким образом, кроме самого перечня входящих в него мероприятий и работ, рассчитывается по числу избирателей (что и определяет численность мероприятий, их график, объём тиражей и т.п.) — таким образом, чтобы каждый избирателей, относящийся к аудитории кандидата (партии) был охвачен
Любые другие мероприятия, не относящиеся к таким проектам, в план не включаются, не финансируются и не осуществляются. Такой подход позволяет эффективно планировать бюджет кампании и тратить его с умом и обоснованно. Из кампании пропадают странные затеи, придуманные по принципу — «а я могу Кобзона пригласить, давайте его с концертами по округу отправим» или «а у меня бывший зам. министра сельского хозяйства области знакомый, давайте его по колхозам запустим» — денег такие штуки съедают много, а полезный выхлоп непредсказуем.
План является секретным и должен доводиться до участников, осуществляющих его мероприятия, только в части, их касающейся. С учётом этого соображения проектный подход к планированию опять-таки оказывается более удобным.
Управление, отчётность и контроль
Управление ходом предвыборной кампании (т.е. выполнением плана) должно опираться на удачный баланс между собственно самой работой и отчётно-контрольно-планировочными мероприятиями. Плохо, когда штаб тратит большую часть времени на совещания, пятиминутки, селекторы и т.п., и ещё хуже, когда работа идёт неуправляемо и бесконтрольно.
Для таких мероприятий необходим чёткий контроль — кто именно в них участвует (т.е. распространение информации должно быть контролируемым). Не следует обсуждать все планы и весь ход кампании в присутствии всего штаба и особенно сети бригадиров и агитаторов (практически в каждой кампании оказывается, что часть этих людей работает не на одного заказчика).
Удобнее всего текущее (ежедневное) планирование осуществлять по вечерам, с утра уточнять его и затем приступать к работе (отправлять кандидата на встречи, агитаторов на волны и т.д.), а оперативное (еженедельное) планирование проводить в конце недели и в понедельник его уточнять. Больше бюрократии разводить не стоит, за исключением экстренных встреч.
Участники проектов получают задачи от руководителя (оператора) проекта и ему же отчитываются, поэтому контрольно-отчётно-планировочные мероприятия на уровне всего штаба достаточно проводить только с руководителями проектов.
Устная отчётность обязательно должна сопровождаться отчётностью письменной (но достаточно лаконичной, чтобы сотрудники штаба не тонули в бумагах вместо работы). Этот документооборот также должен быть защищён от утечек.
Обеспечение безопасности информации (ОБИ)
Как уже отмечалось выше, важным аспектом организации работы предвыборного штаба является обеспечение безопасности информации (которое тесно связано со смежными направлениями — разведкой и контрразведкой). При этом разведка носит наступательный характер, а контрразведка и ОБИ — оборонительный. Тут уместно привести хороший армейский афоризм «Оборона должна быть непрерывной, гибкой и скрытной — то есть, похожей на зарытый в землю шланг» .
Точно так же мероприятия ОБИ осуществляются непрерывно (без уязвимых звеньев и зон), гибко (для своевременного реагирования на изменяющуюся ситуацию и координации с мероприятиями разведки и контрразведки) и скрытно (сам факт осуществления мероприятий ОБИ уже привлекает внимание специалистов соответствующего профиля из конкурирующих штабов).
В основе обеспечения безопасности информации должны быть учтены следующие важные правила:
- информация (как письменная, так и устная) проходит только через тех, кого она касается — т.е. кому необходима для эффективной работы;
- поэтому информация категорируется по грифам (уровням доступа);
- для информации высшей категории ограничения доступа (повторимся, что для работы предвыборного штаба, как правило, достаточно двух категорий — «для служебного доступа» и «секретно») ограничивается перечень получателей и количество распространяемых экземпляров документа, а также вводятся меры защиты (паролирование и шифрование файлов, запрет на обсуждение этой информации с использованием средств стационарной и мобильной связи и т.п.);
- отработанные бумажные экземпляры документов ограниченного доступа надёжно уничтожаются (в любом крупном штабе совершенно нелишним будет шредер);
- при этом уровень ОБИ не должен достигать параноидального и мешать работе, лишая информации тех, кому она необходима.
Контроль за поддержанием режима ОБИ обычно возлагается на руководителя кампании или начальника штаба (функционально это разные должности).
Тема сопряжения обеспечения безопасности информации в предвыборном штабе с контрразведкой (особенно дезинформационными мероприятиями) и разведкой в штабах конкурентов в период избирательной кампании настолько велика и интересна, что мы постараемся посвятить ей отдельную статью.
Для проведения вашей предвыборной кампании обращайтесь в Консалтинговую Группу «АРМ» — ilya@arm-group.ru
Подытоживая — успех приходит к тому, кто к нему готов; победа — результат не удачи, а тщательной подготовки, планирования и контроля; в условиях многолетнего интенсивного развития избирательных технологий в России вести успешную предвыборную кампанию без проекта и плана попросту невозможно.
А вот как проводим избирательные кампании мы — описываем подробно и без утайки. Заказывайте победу на выборах у профи!