Выборы-2014: прогнозы сценариев
Смотрите в разделе:
Наша работа по этой теме:
Другие свежие статьи по теме:
До сих пор на выборах муниципального и даже регионального уровня преобладали три повестки или три темы, если угодно. Две были наиболее распространены, третья встречалась изредка, мало когда гремела на всю страну и до сих пор ещё не стала «гарантированным локомотивом» избирательных побед. Эта ситуация, однако, вполне может измениться в 2014 году. Итак, что это за повестки?
Первая — родом из конца 80-х годов, а засиделась на просторах Отечества практически четверть века. Коротко её можно сформулировать как «ни о чём» или «за всё хорошее, против всего плохого». Это наиболее распространённая повестка, поднять которую на флаг своих выборов пытается подавляющее большинство кандидатов. При всём разнообразии конкретных местных условий и форм кампании обобщённо её сценарий можно свести к следующему:
- обозначается ключевая проблема территории (округа) или пакет проблем;
- определяется тот, кто в этих проблемах виноват: чаще всего — действующие власти, если же сам кандидат относится к таковой и идёт на очередной срок — виновником проблемы может быть вышестоящий уровень власти (губернатор или областное правительство — но такую фронду обычно позволяют себе мэры региональных столиц и практически никогда — мэры областных городков), а то и «рука Москвы»;
- соответственно, кандидат позиционируется как наиболее перспективный решатель этих проблем (или продолжатель — в случае баллотирования на очередной срок), который приструнит врагов (без драматизма и потому без врагов на выборах никуда), придёт и исправит всё.
Проблема этой повестки состоит в следующем:
- она манипуляционна, а потому проституирует избирательный процесс и сам механизм выборов в качестве инструмента развития гражданского общества;
- она бессодержательна и не ведёт к развитию региона (территории, округа) — точнее говоря, реальные факторы этого развития остаются и осуществляются вне предвыборного контекста;
- она воспитывает в избирателях патернализм в худших его формах — «барин нас рассудит, барин нас накормит», исключает развитие осознания ответственности за своё голосование (тоже элемент гражданского общества);
- на уровне всей страны — она ухудшает ситуацию, поскольку не обеспечивает региональный экономический рост (нередки примеры, когда темой выборов становится сохранение дотационности территории и обещание выбивать из центра деньги с ещё большей энергией).
Вторая повестка на муниципальном уровне встречается редко, на региональном чаще, и у неё есть интересная взаимосвязь — она набирает популярность в период политических потрясений. По возрасту она ровесница первой повестки, и в связи с внешнеполитическим кризисом вокруг России весной 2014 года нет оснований хоронить её в нынешний сезон.
Коротко она сводится к следующему:
- помимо «крепких хозяйственников» и «эффективных менеджеров», идущих во власть и говорящих о хозяйственно-экономических проблемах (набор стандартен: ЖКХ, пенсии, дороги, бюджет), появляется один или несколько «политизированных» кандидатов, раскачивающих аудиторию политической тематикой;
- в последние годы эта повестка учитывает усилившийся тренд к росту национального самосознания в самых разных его формах, включая и националистическую, патриотический запрос, внешнеполитическую суверенную самостоятельность и независимость от Запада, вектор к восстановлению российского влияния на постсоветском пространстве и так далее. Словом, это закос под «путинскую повестку»;
- соответственно, эти кандидаты говорят куда меньше о местной коммунальной проблематике, но охотно моют имперские сапоги в разных океанах, упирают на особую российскую миссию и связанное с этим величие судьбы (вообще, в их риторике довольно много пафоса), а также обещают (уже на территории своего округа) простому русскому человеку достойную его жизнь.
Повестка симпатичная многим, живущая в сердцах издавна (и даже в 90-е, когда эта повестка, казалось бы, была нивелирована полностью, она всякий раз возрождалась, отыгрывая текущий контекст — от операции НАТО в Югославии до распродажи олигархами национального достояния «америкосам»), но тоже не беспроблемная.
Главными её недостатками являются:
- отказ от локального в пользу глобального (и, следовательно, невозможность осмысления и решения местных проблем);
- ориентированность на внешнего врага в качестве источника проблем (и тем самым отказ от конструктивной рефлексии);
- практически полное игнорирование экономического анализа как необходимой составляющей повестки выборов (выборы становятся ещё более популистскими и манипулятивными);
- немалый риск роста вульгарной националистической составляющей (слоган «N-ск — для русских!» именно из этой повестки).
В качестве живого примера такой повестки можно пронаблюдать идущие сейчас кампании большинства кандидатов в президенты соседней Украины.
Третья повестка (наша команда старается специализироваться именно на ней) звучит просто, но для многих избирателей скучно — «стратегия развития региона (округа, города, района, иной территории)». Словосочетание не новое — за последние полтора десятка лет стратегии развития (руководствуясь наставлениями многочисленных гуру территориального маркетинга) приняли в России (да и во многих постсоветских странах) множество городов и областей. Проблема с этим блестяще выглядящим процессом, однако, в следующем:
- большинство таких стратегий мертвы и являются не более чем чиновничьими документами, написанными ради отчёта либо ради бюджета под проект, а далее положенными на полку;
- эти стратегии никак не затронули происходящего на территории — ни в период их разработки, ни в период их принятия и, тем более, ни в период их реализации (если подумать, становится понятно, почему третье невозможно без первого и второго);
- и по указанным выше причинам эти стратегии никак не участвуют в избирательном процессе. Собственно, наработанного опыта включения этой темы в предвыборную повестку до сих пор не очень много, и нарабатывает его небольшое число команд (включая нас).
Особенности этой повестки состоят в следующем:
- ухудшающая экономическая конъюнктура (как мировая, так и внутрироссийская, да ещё и обострённая украинским кризисом зимы-весны 2014 года) делает проблемы экономики регионов и муниципалитетов, их способности зарабатывать на свою жизнь и связанную с этим задачу реализации эффективной стратегии развития — приоритетными;
- включение этой проблематики в повестку выборов позволяет вернуть выборам их настоящее глубокое значение — широкое общественное обсуждение вариантов и планов будущего, выбор путей и, самое главное, реалистичных способов достижения целей. Таким образом, выборы смогут стать борьбой не слоганов, а программ;
- эта повестка не манипулятивна, она нацелена на элиты и референтные группы, формирующие широкое мнение и электоральную поддержку;
- она имеет не только тактический характер (в предвыборном контексте), но и оперативно-стратегический (в послевыборном), т.е. формирует задачи вновь выбранных органов власти на долгосрочный период.
Проблемы этой повестки таковы:
- она сложнее для восприятия масс, чем традиционное «за всё хорошее, против всего плохого»; впрочем, всё зависит от владения темой (кандидатом либо его предвыборной командой) и от умения её подать и раскачать;
- эта тема требует наличия у кандидата команды соратников и задаёт серьёзные требования к их профессиональному уровню;
- этой повестке сложнее конкурировать с откровенно манипулятивными короткими предвыборными технологиями (впрочем, и тут всё зависит от мастерства команды).
А теперь о том, чего ждать в предвыборном сезоне 2014 года. Полагаю, что в изменившихся условиях первая повестка может уступить часть своей доли как второй, так и третьей. Второй — понятно, почему: Крым, Украина, Путин против Запада и т.д. Свою долю электоральной популярности эта риторика наберёт. Но можно прогнозировать, что и повестка региональных стратегий развития станет более значимой для выборов.
По каким причинам?
- во-первых, та же ухудшающаяся экономическая конъюнктура сделает тему стратегии развития более актуальной — в кризисных условиях потребности регионов в привлечении ресурсов возрастают;
- во-вторых, укрепившееся экономическое состояние России позволяет переходить к долгосрочному (т.е. стратегическому) планированию на всё большем количестве территорий (включая и переход к такому планированию на уровне городов и районов);
- в-третьих, играет роль и возрастающий электоральный опыт населения — с каждым годом требования избирателей к властям всё выше и всё серьёзнее, слоганами «Я дам вам всё!» уже не отделаешься.
Всё вышеизложенное позволяет прогнозировать, что сезон выборов 2014 г., несмотря на их не особенно высокий на уровне всей страны статус, будет достаточно интересным, содержательно и технологически напряжённым — а вовсе не «расслабухой в преддверии Госдумы». Те команды, которые этого не поймут, имеют все шансы пролететь вместе со своими заказчиками.
Так ли это будет на самом деле — покажет довольно близкое время.