Непрерывный город
Смотрите в разделе:
Наша работа по этой теме:
Другие свежие статьи по теме:
С конца 70-х годов в качестве основных факторов интенсивного развития выступают не положение города, его величина или промышленные особенности, а инфраструктура, которая позволяет занять доминирующее положение на региональном, национальном и глобальном уровнях: аэропорты, отвечающие международным стандартам, высокоскоростные железные дороги, магистральные автострады, морские порты, транспортные терминалы, а также новые системы телекоммуникаций и связи. Отсутствие этих составляющих резко уменьшает возможности развития городов. И наоборот, их быстрый рост обеспечивает развитие сетевых связей как с более крупными и сильными городами, так и с мелкими (или равными, но менее динамично развивающимися) городами-сателлитами.
Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Пермь, Уфа, Казань, Волгоград, Омск и Новосибирск пытаются активно включиться в этот общемировой процесс.
Когда закрытый Екатеринбург открыли
Появившись в начале XVIII века как поселение при металлургическом заводе, он и сейчас более известен как «место переработки крупнейших запасов полезных ископаемых».На протяжении XIX века город был столицей военизированного каторжного горного государства в государстве. Его глава — горный начальник — подчинялся исключительно императору и сенату. С конца 20-х годов XX века город был «закрытым»: пребывал под государственным управлением в самом его жестком виде. Все это время решения о том, каким ему быть и как развиваться, принимались ведомствами центра. Такая ситуация тормозила практически все инициативы на местах.
В первой половине 90-х годов Екатеринбург избавился от статуса закрытого города, а вместе с тем — от излишней опеки со стороны Москвы.
Путы индустриализации
Администрация Екатеринбурга и его жители продолжают делать акцент на том, что Екатеринбург — это: «город-завод» крупнейший промышленно-хозяйственный и производственный центр России; город машиностроителей, оборонщиков и металлургов.У такого имиджа есть и оборотная сторона. Город перенасыщен предприятиями тяжелого машиностроения и оборонными производствами, оборудование на большинстве из них крайне изношено и нуждается в обновлении. Многие заводы до сих пор ориентированы на государственные заказы, которых нет. Экологическая нагрузка превышает допустимые пределы. А главное: подавляющая часть этих предприятий — аутсайдеры динамично растущих секторов экономики. Пределы роста города на сложившейся и неизменной технологической базе осознаются сегодня все более ясно.
За последние два года сложилось понимание того, что индустриальный имидж Екатеринбурга себя исчерпал. Более того, стало ясно, что новый имидж, в отличие от стихийно складывающегося старого, необходимо планомерно формировать и продвигать. Каким может и должен стать новый имидж Екатеринбурга?
Urbi et orbi
Более 20 ведущих урбанистов России, стран СНГ и Европейского сообщества в октябре 1999 года изложили свое видение стратегии развития Екатеринбурга. Так сложился постоянно действующий международный проектный семинар «Непрерывный город» и был запущен процесс стратегического планирования развития города.Отличительная особенность Екатеринбурга в том, что это самый «стыковый» город в России и на всем континенте. Находясь в географическом центре страны и на границе Европы и Азии, он разделяет территории с разными природно-географическими условиями, но связывает крупные и хозяйственно разнородные экономические районы, обладающие в совокупности «джентльменским» набором: развитыми машиностроением, химической промышленностью и сельским хозяйством, дешевыми минерально-сырьевыми и топливными ресурсами.
На окружающие Екатеринбург территории приходится более 60% общего объема ввозимых и 40% провозимых по России грузов. Вокруг города активно формируется новая инфраструктура: нефте- и газопроводы, линии электропередачи, автомобильные и железные дороги и авиамаршруты. Кроме того, через Екатеринбург пролегают проектируемые трансконтинентальные железно- и автодорожные магистрали, которые должны соединить страны Юго-Восточной Азии и Европы.
На протяжении 90-х годов в Екатеринбурге наиболее интенсивно развивались не промышленность, а коммуникативная и обслуживающая сфера: именно здесь создано более 80% рабочих мест, причем около 30% из них — на новых малых предприятиях. Более того, эти сферы уже на две трети формируют городской бюджет.
Пять проектов
Из каких компонентов сложится новый образ Екатеринбурга? Ответ на этот вопрос даст стратегический план развития города на 15–20 лет. Проекты, реализация которых уже начинается, способны кардинальным образом изменить облик и будущее не только Екатеринбурга, но и всего Урала. Скорее всего именно они в том или ином виде лягут в основу стратегии развития Екатеринбурга.Мультимодальный транспортно-логистический терминал — проект, ориентированный на создание крупнейшего в России транспортно-перевалочного узла, объединяющего международный аэропорт, железнодорожный вокзал, автовокзал, реконструированную станцию Свердловск-Сортировочный, грузовой терминал для большегрузных магистральных автопоездов, контейнерную станцию, автоматизированное складское хозяйство и центр логистики. По оценкам специалистов Мирового банка, совокупная стоимость проекта — около 700 млн долларов, причем 500 миллионов может предоставить в виде долгосрочного кредита сам Мировой банк. Российские инвесторы рассматривают возможность вложения еще более 150 млн долларов. При должной организации проект может быть запущен в 2002 году. Сейчас проводится детальное описание для оценки проекта европейскими экспертами, и уже в августе этого года начнутся консультации по отдельным аспектам проекта с потенциальными инвесторами.
Международный выставочный комплекс. Кроме главного павильона общей площадью 120–150 тыс. кв. м, расположенного в районе аэропорта Кольцово, он должен включать уже имеющиеся в городе выставочные и музейные помещения, в первую очередь те, что расположены вокруг Плотинки, исторического центра города. Предполагается, что основными специализациями выставочного комплекса на первом этапе его существования будут «Коммуникации третьего тысячелетия», «Транспорт и транспортная инфраструктура» (совместно с выставочным комплексом и полигоном в Нижнем Тагиле), «Тара и упаковка», «Новые строительные технологии», «Экология» и т.д. По мере развития комплекс планируется включить в сеть международных проектов ЭКСПО с темой постоянно действующей экспозиции «Технология — человек – природа». Это один из ключевых проектов министерства внешнеэкономических связей правительства Свердловской области. Экс-вице-мэр Екатеринбурга и новый «министр иностранных дел» Юрий Осинцев заявил, что первая презентация проекта пройдет уже в сентябре-октябре 2001 года. А в декабре с формирования акционерного общества начнется практическая его реализация.
Проект «Екатеринбург — город науки и новых технологий». В Екатеринбурге более двухсот предприятий, и абсолютное их большинство нуждается в обновлении технологической базы. В то же время в УрО АН и вузах города прошли стадию лабораторных экспериментов и дожидаются промышленного освоения около 200 перспективных и коммерчески состоятельных технологий. Некоторые из них при инвестировании 300–400 тыс. долларов в производственную сферу Екатеринбурга способны за год-полтора обеспечить получение 10–12 наименований принципиально новых и конкурентоспособных на мировом рынке продуктов. Инновационное наступление, по проекту, заключается в том, чтобы создать такую научно-исследовательскую и производственную инфраструктуру, которая будет способна увеличить научный потенциал города и эффективно трансформировать его в дополнительную экономическую силу, а значит, обеспечить конкурентоспособность продукции, создать новые наукоемкие рабочие места, резко снизить экологическую нагрузку на город. По оценке заместителя председателя УрО РАН Валерия Чарушина, проект наиболее сложен по сравнению с прочими с точки зрения организации. И тем не менее он будет представлен на обсуждение специалистов уже до конца 2002 года. А на протяжении 2003 года с помощью частных инвесторов будут организованы все необходимые для его запуска структуры. По одному из вариантов, разработчики проекта намерены подключить к его осуществлению корпорацию Intel.
Проект «Телеметрополия» может быть реализован как технологически пилотный, предусматривающий концентрацию организаций и фирм, работающих с информационными технологиями, внутри определенного городского района. Центральными его объектами кроме офисов мультимедийных фирм могут стать виртуальная библиотека с децентрализованной базой данных, конгресс-центр, оснащенный техникой для синхронного перевода с 12–15 языков мира, региональный инновационно-технологический центр, а также центральный узел управления городской компьютерной сетью образования и науки.
«Международная ландшафтная строительная выставка» — это несколько десятков проектов, осуществляемых разными строительными фирмами (с предоставлением им соответствующих льгот) с использованием принципиально новых подходов к проектированию и применению строительных технологий. Темы проектов могут быть разнообразны: элитное жилье, реконструкция архитектурного наследия, новое использование промышленных зданий, ландшафтный дизайн и парковая архитектура, восстановление водных объектов, школа будущего, жилье для временного проживания, социальное жилье. Основные цели — обеспечение общемирового качества жизни екатеринбуржцев.